1960. В Скво-Вэлли – «бронза».
Хоккейный турнир восьмых зимних Олимпийских игр проводился в американском городке Скво-Вэлли штата Калифорния, расположенном горах Сьерра Невада с 19 по 28 февраля. В соревнованиях участвовали команды девяти стран. По две сильнейшие из трёх подгрупп попадали в финал, в котором в одно круговом турнире выявлялись победители. В финале оказались те же страны, которые играли в подобном финале четыре года назад.На этот раз нашим игрокам пришлось довольствоваться только третьим местом. Нашу команду на турнире возглавил новый тренер Анатолий Владимирович Тарасов. Олимпийскими чемпионами стали американцы, которые всякий раз оказывались, особенно сильны у себя дома. Вторыми финишировали соседи – канадцы. А наши из семи матчей проиграли два и ещё один свели к ничьей, пропустив 23 шайбы. Утешить могло разве только то, что остальные команды Европы выступили ещё хуже. Кстати американцы выиграли «золото» не без помощи советских хоккеистов. А произошло это так.
После того, как американцы одолели наших 3:2, они встретились в матче за первое место с чехами и после двух периодов проигрывали 3:4. В перерыве в раздевалке сборной США неожиданно появился игрок советской сборной Николай Сологубов и посоветовал буквально валившимся с ног американцам подышать чистым кислородом. Эффект от вдыхания чистого кислорода был потрясающий. Как известно, начинается усиленное выделение энергии (хотя потом наступает жестокое «похмелье», и человек чувствует себя так, будто его молотили палками).
Впрочем, американцам тогда было всё равно. Они последовали совету русского хоккеиста, и произошло неожиданное: в третьем периоде, забросив сразу шесть шайб, сборная США не оставила чехам никакого шанса и победила 9:4. Многие тогда поговаривали о высоком олимпийском духе советских хоккеистов, хотя были и такие, кто считал, будто Сологубов и все те, кто за ним стоял, преследовали одну цель (да так, скорее всего это и было) не дать победить чехам главным нашим конкурентам за европейское чемпионство.
Это было, потом, а до этого действия развивались по другому сценарию.
Хоккей. Олимпийские игры. Любопытные факты.
- На Олимпиаде 1920 года в Антверпене за сборную Швейцарии выступал президент ИИХФ М.Шиллиг. Это единственный в истории спорта случай, когда президент федерации принимал участие в соревновании столь высокого уровня.
- В 1924 году сборная Канады установила рекорд, которому уготована участь вечного. В Шамони они забросили в ворота соперников 110 шайб, победив США со счётом 6:1, Великобританию – 19:2, Швецию – 22:0, Чехословакию – 30:0 и Швейцарию – 33:0 (в том числе 18 шайб в первом периоде).
- Сборная Канады на ОИ в Санкт-Морице (1928) обыграла всех своих соперников с двузначным счётом, не позволив никому распечатать собственные ворота. Жертвами канадцев стали сборные Швеции – 11:0, Швейцарии – 13:0 и Великобритании – 14:0.
- На третьих Олимпийских Играх в Лейк-Плэсиде (1932) все двенадцать матчей хоккейного турнира, порой по два в день, обслуживала одна и та же пара арбитров – Л.Марш (Канада) и Д.Сэндс (США).
- В 1936 году на Олимпиаде в Германии сборная Канады бессменный чемпион всех предыдущих турниров получила тяжелый удар, уступив первое место сборной Великобритании. Чемпионов возглавлял будущий президент ИИХФ Д.Ахерн, а в их составе только защитник К.Эрхард был истинным англичанином, тогда как все его партнёры являлись выходцами из Канады.
- Там же в Гармиш-Партенкирхене вратарь сборной Японии Тейеки Хонма впервые в истории хоккея вышел на лёд в маске.
- 1948 год. Олимпийский турнир в Санкт-Морице. Хоккейные соревнования осложнились затяжной оттепелью. В связи, с чем был «сломан» календарь. И поэтому отдельные матчи пришлось начинать в 7 часов утра. На турнире было зафиксировано 20 двузначных результата из 36 встреч. И ещё, Р.Торриани стал первым хоккеистом, которому доверили на торжественном открытии произнести Олимпийскую клятву от имени всех участников состязаний.
- 1952год. Олимпийский турнир в пятый раз, выиграли канадцы. Это достижение лишь в 1984 году превзошла сборная СССР.
- 1956 год. Кортина д’Ампеццо. Впервые участвуя в олимпийских соревнованиях, сборная СССР завоевала первое место, одержав в семи матчах семь побед.
- 1960 год. Впервые в хоккейном турнире Олимпийских Игр (Скво-Вэлли) приняла участие команда с Австралийского континента.
- На Олимпиаде 1964 года (Инсбрук) постоянный фаворит соревнований сборная Канады осталась за чертой призёров.
- В матче олимпийского турнира 1968 года (Гренобль) Чехословакия – Польша по воротам польского голкипера произведено 92 броска.
- 1972.Саппоро. Впервые олимпийский турнир дебютировал в Азии. И впервые на старт не вышли хоккеисты Канады.
- 1976 год. Инсбрук. После матча, выигранного у сборной Польши 7:1, экспресс-анализ обнаружил у Ф. Поспишила наличие кодеина, находившегося в списке препаратов, запрещённых допинг-контролем, Сборной Чехословакии записали поражение – 0:1.
- Там же в матче сборных СССР и Польши (16:1) забитыми голами отметились все нападающие советской команды.
- 1980. «Двадцать лет спустя» - так окрестили обозреватели результат турнира в Лейк-Плэсиде. Американские хоккейные «мушкетёры» спустя 20 лет после успеха в Скво-Вэлли вновь выиграли золотые медали у себя на родине. Хорошим предзнаменованием для хозяев турнира считался тот факт, что среди хоккеистов США играл Д.Кристиан, отец и дядя которого были в составе «золотой сборной» 1960 года.
- 1984 год. Олимпийские игры в Сараево. Знаменосцем нашей сборной на открытии соревнований во второй раз стал - Владислав Третьяк.
- Страж ворот сборной СССР Николай Пучков произвёл такое неизгладимое впечатление на канадцев, что первым среди европейцев получил официальное приглашение из заокеанского профессионального клуба «Кливленд Бэронз». Правда, кливлендские «Бароны» не входили в «Большую шестёрку» НХЛ, а выступали в лиге классом ниже - АХЛ. Но всё равно этот факт вошёл в историю хоккея. Пучкову был предложен двухлетний контракт на сумму 20 000 долларов. Сумма по тем временам огромная – великий Терри Савчук, вратарь «Большую шестёрку» получал лишь вдвое больше.
«Увы, в Скво-Вэлли прозвучал колокол и над Николаем Сологубовым, и над его верным партнером Иваном Трегубовым, и над Генрихом Сидоренковым. Но мы тогда не услышали звуков набата и только позже поняли, что появление молодых нападающих совпало с закатом опытных защитников, и это не могло не задержать становление сборной. Для того чтобы в этом убедиться, надо было пройти через Женеву и Лозанну, а мы, а мы смотрели ещё хоккей в Скво-Вэлли.
Немало тяжелых минут пришлось нам пережить под шатром ледяного стадиона, не раз искали мы успокоения в картинах величественной невадской природы – одна стен стадиона раздвигалась, открывая зрителям бесконечные снежные склоны, то под чистым занавесом снегопада, то в бликах яркого солнца. И игра на льду была словно частью этой горной, контрастной, мгновенно меняющейся на глазах природы. После того как нам улыбнулось солнце, и мы начали финальный турнир с победы над отлично подготовленной чехословацкой сборной, над нами нависли тяжёлые тучи, грозя бурей.
Два периода со шведами закончились со счётом ноль-ноль, в третьем – в ответ на шайбу, забитую Нильссоном, тем самым, который столько сделал для своей команды в Москве, Локтев и Александров забросили две. Победа? Нет. Тот же Нильссон сравнял счёт, и вот ещё одна ничья, и вот ещё одна ничья, со шведами. Потом на нас обрушилась американская лавина, неожиданная. Как каждая лавина, хоть прогноз, предостерегающий об опасности, был получен своевременно.
Играя в своей подгруппе, американские хоккеисты победили чехословацкую сборную, а в финале выиграли у шведов и канадцев. Что скрывать – мы все стояли за американских хоккеистов, когда они штурмовали ворота канадской сборной. Вместе со всеми зрителями мы вели счёт последних секунд: «Файф… фоор… фри…ту…уан», - и поздравляли своих соседей, американских журналистов, с блестящей победой их команды с тем, что хоккеисты США устроили Ватерлоо рыцарям кленового листа. Тогда мы ещё считали канадцев главным своим соперниками.
Как мы заблуждались! Пришёл день нашей встречи с командой США, и уже на пятой минуте Вильям Клири открыл счёт. Правда, Александров опять показал, что его сходство с Бобровым не случайное совпадение, а потом ещё одна шайба побывала в воротах Маккартона, которого знатоки ставили на одну доску с Айколой. И снова сдала наша защита: во втором периоде американцам удалось сравнять счёт, а в третьем забить ещё одну шайбу. И вот снова под сводами ледяного дворца звучит громогласное, ликующие: «Файф… фоор… фри…». Снова трибуны за десять секунд до конца матча ведут свой счёт. На сей раз мы молчим. Мы молим об одном: чтобы эти оставшиеся секунды тянулись как можно дольше, может быть, тогда команда сплотится, заиграет вдохновенно и ей удастся отбиться, свести матч к ничейному счёту.
Хоккеисты США в глухой защите. Темп такой, что голова идёт кругом не только у игроков. Но и у зрителей. Выкладывается молодая армейская тройка, которая и так сделала всё, что могла. Но лавина секунд несётся к финишу неотвратимо. И вот наши надежды погребены под этой лавиной, теперь мы можем рассчитывать только на третье место…»